Название документа | Копия | Электронный документ |
Положение о порядке организации интегрированного (инклюзивного) обучения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов | Подробнее... | Подробнее... |
Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов – Правила приёма в ГБ ПОУ «ВОУК им. А.С. Суворина» | Подробнее... | Подробнее... |
ОБ ОБУЧЕНИИ инвалидов в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина»
1.ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ
1.1. В государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина» функционирует учебная часть, в функции которой входит организация образовательного процесса для обучения инвалидов.
Организация образовательного процесса для обучения включает:
- профориентационную работу с обучающимися в общеобразовательных организациях, абитуриентами,
- сопровождение инклюзивного обучения обучающихся - инвалидов,
- социокультурную реабилитацию обучающихся - инвалидов,
- решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения,
- содействие трудоустройству выпускников - инвалидов,
- развитие безбарьерной среды в училище и др.
1.2. Локальные нормативные акты училища (Правила приёма в ГБ ПОУ «ВОУК им. А.С. Суворина» для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, Положение о приемной комиссии, Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов, Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», Правила внутреннего распорядка и др.) содержат нормы по организации получения образования обучающимися - инвалидами.
1.3. С целью обеспечения специальных условий получения образования обучающимися – инвалидами в училище организован сбор сведений о данных лицах и обеспечивается их систематический учет на этапах их поступления в училище, обучения, трудоустройства.
Основными источниками сведений являются: приемная комиссия, учебная часть.
Основой учета являются общие сведения об обучающемся - инвалиде: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, данные о его семье, сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья, рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы и иные сведения.
Сбор указанных сведений проводится по получении согласия обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных.
2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
2.1. Училище располагает необходимым кадровым обеспечением для работы с обучающимися - инвалидами. Работа заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, тьютера с данной категорией лиц заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищённости абитуриентов и обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.
Заместители директора по учебной и воспитательной работе, председатели ПЦК, классные руководители, тьютер, юрист осуществляют социальную защиту, выявляют потребности обучающихся - инвалидов и их семей в сфере социальной поддержки, определяют направления помощи в адаптации и социализации, участвуют в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся в государственных органах и органах местного самоуправления.
В штате училища есть специалист в области программных средств обучения обучающихся - системный администратор.
2.2. Дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека проходит на семинарах, в процессе повышения квалификации при изучении модулей по осуществлению инклюзивного образования.
Педагогические работники знакомятся с психолого - физиологическими особенностями обучающихся- инвалидов и учитывают их при организации образовательного процесса.
3. РАБОТА С АБИТУРИЕНТАМИ ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
3.1. Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов
Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов в училище способствует их осознанному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации.
Особое значение при профессиональной ориентации имеет подбор специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
Основными формами профориентационной работы в училище являются дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы, взаимодействие с образовательными организациями.
3.2 Обеспечение информационной открытости училища для инвалидов и их родителей.
На сайте училища в сети Интернет создан специальный раздел, отражающий наличие в училище специальных условий для получения образования обучающимися инвалидами.
4. АДАПТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
4.1. Методы обучения, осуществляемые училищем, предусматривают доступность для обучающихся инвалидов В каждом отдельном случае выбор методов обучения обуславливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, особенностями восприятия информации обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д.
В образовательном процессе училища используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
4.2. В училище реализуется обеспечение обучающихся инвалидов печатными и электронными образовательными ресурсами.
4.3. Выбор мест прохождения практики для обучающихся инвалидов осуществляется с учетом требований их доступности.
При определении мест прохождения производственной (практики по профилю специальности, преддипломной практики) обучающимся, имеющим инвалидность, училище учитывает рекомендации, данные по результатам медико- социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
4.4. Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся инвалидов.
Формы и особенности проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
4.5. Разработка при необходимости индивидуальных графиков обучающихся инвалидов.
4.6. Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся инвалидов и их закреплению на рабочих местах.
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа инвалидов осуществляются в училище во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, общественными организациями инвалидов, отделами культуры и образования муниципальных районов области.
Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются презентации и встречи работодателей со студентами, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.
Таким образом, подготовка выпускников из числа обучающихся инвалидов к трудоустройству является этапом социализации, связанным непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.
5. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
5.1. В училище осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи для преподавателей и др.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление.
Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
Социальное сопровождение - это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения стипендиального обеспечения.
5.2. Освоение студентами дисциплины «Физическая культура».
Для обучающихся инвалидов училище устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это подвижные занятия адаптивной физической культурой в спортивном зале и на открытом воздухе, в процессе изучения учебных дисциплин «Физическая культура», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» изучаются темы, посвященные поддержанию здоровья и здоровому образу жизни.
5.3. Создание в училище толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся инвалидам.
В училище сформирована профессиональная и социокультурная среда, способствующая формированию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные различия.